Сеть Индры и танец Шивы
Участников: 2
Страница 1 из 1
Сеть Индры и танец Шивы
Сегодня Наташа, REMEUR,
подарила нам большую радость - замечательную статью, которую так высоко оценил наш Jyj.
Сеть Индры и танец Шивы
http://www.liveinternet.ru/users/3308239/post335093394/
Может нам надо разобрать её поподробней - отметить те моменты, которые неразрывно связаны с нашими рунами и нашим пониманием структуры Мироздания? Я оставила выделения текста, которые сделала, отметила важными Наташа. Предлагаю и нам сделать свои отметки важного)
_________________
Среда, 27 Августа 2014 г. 15:55 + в цитатник
"Там где заканчивается симметрия,начинается движение!"
REMEUR, :Удивительно,что размышляя над некоторыми вопросами мироздания,вдруг обнаруживаешь сходство своих мысленных ... с другими авторами.О сети Индры я уже писала здесь о танце Шивы здесь.
_____________
статья:
Как это часто бывает с глубокими и вдохновенными исследованиями, на каком-то из этапов своей работы ученые как бы случайно наткнулись на весьма древний образ, поразительно созвучный их собственным результатам.
Образ этот носит название «сеть Индры» и, можно сказать, пронизывает собой весьма известное у буддистов произведение под названием «Аватамсака-сутра» – один из богатейших и наиболее сложных текстов дальневосточного буддизма школы Хуаянь.
В переводе на русский язык соответствующий фрагмент сутры выглядит примерно так:
В небесах великого бога Индры есть, говорят, гигантская и мерцающая сеть, тоньше чем паутина, протянувшаяся до самых отдаленных краев пространства. В каждом из пересечений прозрачных нитей этой сети находится отражающая мир жемчужина. Поскольку сеть бесконечна в своей протяженности, количество жемчужин бесконечно огромно.
В блистающей поверхности каждой жемчужины отражаются все прочие жемчужины, даже те, что находятся в самых отдаленных уголках небес. А в каждом таком отражении вновь отражается все бесконечное множество других жемчужин. И таким образом процесс отражения в отражениях продолжается без конца...
Как комментируют это открытие сами исследователи, они обнаружили, что вся математическая конструкция Клейна, включающая одинаковые структуры, бесконечно повторяющиеся друг в друге во все уменьшающемся масштабе, удивительным образом воспроизводит философию и образы «Аватамсака-сутры».
Несколько углубившись в наследие восточной мудрости, математики обнаружили следующий комментарий к соответствующему фрагменту (в книге Ф. Кука «Буддизм Хуаянь: драгоценная сеть Индры», ]FC[):
В школе Хуаянь очень любят этот образ, неоднократно упоминающийся в текстах школы; он символизирует космос, в котором между всеми его элементами есть бесконечно повторяющиеся связи. Считается, что подобная взаимосвязь выражает одновременно взаимное тождество и взаимную обусловленность.
И еще один комментарий сведущего эксперта – от сэра Чарльза Элиота ]CE[:
Таким же образом каждый объект в мире есть не просто он сам, он включает в себя любой другой объект и по существу является любым другим объектом.
Подводя своего рода итог этому удивительному параллелизму, Дэвид Мамфорд говорит об открытии так:
В [нашей] книге нет никаких религиозных мотивов, однако поразительно, насколько точно наши математические построения воспроизводят древнюю буддистскую метафору сети Индры, спонтанно создающей отражения внутри других отражений, бесконечную череду миров внутри других миров…]DM[
Книга математиков Мамфорда, Райта и Сирис «Ожерелье Индры. Видение Феликса Клейна» вышла из печати в 2002 году. Ровно за тридцать лет до этого, в 1972, свою первую статью о глубоких и выразительных параллелях между древним восточным мистицизмом и современной физикой опубликовал молодой и никому в ту пору неведомый ученый-теоретик Фритьоф Капра.
Статья его вышла под названием «Танец Шивы. Взгляд индуизма на материю в свете современной физики»
Чуть позже космический танец Шивы стал ключевой метафорой в «Дао физики» – дебютной книге Капры, впервые опубликованной в 1975, а к сегодняшнему дню общеизвестной во всем мире, переведенной на десятки языков, с суммарными тиражами, исчисляемыми семизначными цифрами и по сию пору издаваемой в самых разных странах планеты.
Конечно же, и задолго до Капры многие видные теоретики, обладавшие достаточной эрудицией, не раз подмечали удивительное созвучие нетривиальных концепций новейшей физики с идеями индуизма, буддизма и даосизма. Однако Фритьоф Капра сумел не только собрать эти разрозненные наблюдения, но и сложить их в такую единую картину, которая с годами не только не устаревает, но скорее обретает все большую четкость и убедительность.
*
Поскольку современная наука по сию пору не имеет внятных представлений о том, каким образом в головах исследователей рождаются выдающиеся идеи и концепции, будет полезно упомянуть здесь довольно специфические обстоятельства, подтолкнувшие Капру к его междисциплинарным изысканиям и написанию столь удачной книги. Вот как рассказывает об этом сам автор в предисловии к своей работе.]TF[
Однажды летним полднем он сидел на берегу океана, наблюдая за равномерным накатом волн и ощущая ритм своего дыхания. И вот тут – совершенно неожиданно для самого себя – Капра вдруг мощно осознал все окружающее как участвующее в одном гигантском космическом танце.
То есть как физику ему, конечно, и раньше было отлично известно, что песок и скалы, вода и воздух – все это вокруг состоит из непрерывно вибрирующих молекул и атомов. Однако в новом опыте осознания содержалось нечто совершенно иное.
Теперь Капра ощутил все это непосредственно: он как бы «увидел» исходящие из космоса каскады энергии, в которых частицы порождались и разрушались в ритмических пульсациях; «увидел» атомы элементов и атомы своего тела, участвующие в космическом танце энергии; он почувствовал ритм и «услышал» звук этого танца. И он точно знал, как это все называется – это был танец Шивы Натараджи, или Владыки Танца, которого почитают индусы.
Каноническое изображение Шивы Натараджи, явно оформившееся уже в бронзовых скульптурах X-XI века, ныне считается наиболее выразительным и емким символом индуизма, представляя Шиву как энергию и жизнь всего сущего.
Символ Натараджи, как поясняет традиция, был выбран потому, что в танце творение неотделимо от творца, ибо танец и танцор составляют одно целое. Иначе говоря, танец Шивы – это танец всего, что есть в космосе, ритмические и согласованные движения во всем.
Особо необходимо отметить, что образ Натараджи – это далеко не только изящный символ единства всего сущего, но также еще и сложная пиктографическая аллегория, все элементы которой шифруют весьма глубокие идеи.
Верхняя правая рука Шивы держит символ творения – дàмару, т.е. барабан в форме песочных часов. Принято считать, что этот барабан издает Паранаду или «первичный звук», обеспечивающий пульс вселенной, ритмы и циклы творения.
Противоположная рука Натараджи, т.е. верхняя левая, держит на ладони языки пламени – символ разрушения, растворения или поглощения вселенной в конце каждого большого цикла, Махаюги. Таким образом, в симметричном расположении двух верхних рук иллюстрируется принцип сбалансированного противопоставления актов творения и разрушения.
Пара нижних рук Шивы, напротив, демонстрирует отчетливо выраженную «левую» асимметрию. Правая нижняя рука делает своей открытой ладонью делает жест «абхайя-мудра», что буквально переводится как «без страха» или «не бойся», а левая нижняя рука переведена вправо и указывает на поднятую и занесенную тоже вправо левую ногу – что трактуется как «ануграха» или милость откровения, дарующего знания и освобождающего человека от циклов рождений-смертей.
Символом же другого состояния – человеческого неведения из-за лени и безразличия – в этой аллегорической картине выступает распростертый карлик Апасмара или «демон невежества», на спине которого стоит правая нога танцующего Шивы.
Кольцо из огня и света, обрамляющее композицию в целом, обозначает поле танца Шивы как всю вселенную. Но при этом основание в форме лотоса, на котором стоит скульптура, указывает на сердце и сознание каждого человека – как вместилище всей необъятной вселенной...
В заключение этого краткого описания можно повторить слова одного из искусствоведов-индологов:
Если бы понадобился единственный образ, представляющий экстраординарно богатое и сложное культурное наследие Индии, то Шива Натараджа мог бы стать наиболее подходящим для этого кандидатом.
*
Для всякого внимательного читателя уже ясно, наверное, что образ космического танца Шивы – это, можно сказать, философско-поэтическое описание той же самой модели мира, что ранее была представлена здесь в физико-математических терминах и понятиях, а теперь – в антропоморфной форме индуистского божества.
Если же идея непосредственного соответствия картин все еще остается для читателя мутной и отнюдь не очевидной, то полезно чуть подробнее разобрать некоторые из главных деталей образа Натараджи, принципиально важных с точки зрения физики. В первую очередь интересен барабан дамару, широко применяемый в религиозной музыке индуизма и тибетского буддизма.
[size=15][size=18]
Дамару представляет собой небольшой двухмембранный ударный инструмент, играют на котором с помощью лишь одной руки. Корпус барабана делают из дерева в форме песочных часов – два конуса со сходящимися вершинами и с основаниями, обтянутыми кожей.
Для того, чтобы при двух мембранах исполнителю требовалась только одна рука, конструкция ударного механизма реализована так. Удары по мембранам наносятся парой бусин, находящихся на концах кожаных полосок, которые другим концом привязаны к узкой «талии» барабана. Когда барабан вращают в руке в одну и другую сторону попеременно, бусины поочередно ударяют то в одну, то в другую мембрану барабана.
А теперь вспомним суть физики в реконструированной здесь ранее «модели мира»: две мембраны, постоянно подпитываемые энергией лишь с одной стороны; сдвоенная структура частиц в форме конуса – с широким основанием-протоном и точечной вершиной-электроном; и конечно же, постоянные перескоки частиц с одной мембраны на другую.
Сопоставляя ключевые детали конструкции с устройством дамару, невозможно не увидеть, что все эти идеи закодированы в устройстве барабана танцующего Шивы. Включая даже такой нюанс, как постоянный переворот хиральности или топологического заряда частицы в каждом такте вселенной (барабан вращают строго попеременно в обе стороны).
В ритуалах индуизма принято считать, что дамару – это барабан с совершенно особой, духовной энергией воздействия, поскольку он озвучивает сам первозвук вселенной – «Паранада». Более того, согласно преданию, и язык священной мудрости индуистов, Санскрит, изначально был передан людям в ритмах звуков, издаваемых дамару...
*
Кстати говоря, относительно передачи знаний через вибрации барабанной мембраны имеется еще одна, куда более современная, достоверная и в то же время весьма поучительная история.
Ричард Фейнман, выдающийся физик-теоретик XX столетия, в отличие от многих других своих знаменитых коллег, вроде Бора, Шредингера или Оппенгеймера, никогда не отличался интересом ни к древнему восточному мистицизму вообще, ни к культуре и философии индуизма в частности.
Но при этом Фейнман всегда был очень неравнодушен к барабанам, сам был весьма недурным исполнителем на ударных инструментах и коллекционировал записи с ритмами народов планеты.
В молодые же годы, работая над созданием атомной бомбы в довольно скучных условиях засекреченного Лос-Аламоса, физик развлекался тем, что по ночам, бывало, один уходил с индейским бубном в лесок неподалеку и там, под луной и звездами, вдохновенно отдавался шаманским танцам и песнопениям...]RF[
Много лет спустя, когда в США готовилось к печати самое первое издание «Фейнмановских лекций по физике», издательство поинтересовалось у автора, что бы он хотел видеть на обложке своей работы. Следует отметить, что дело происходило в начале 1960-х годов, когда в науке физике (несекретной, по крайней мере) еще и речи не было о концепции вселенной как мира на мембране. Однако Фейнман в качестве обложки почему-то заказал картинку, отсылающую именно к этой идее.
Если чуть конкретнее, то ученый предложил изобразить на обложке барабан, на мембране которого под действием вибраций появляются математические графики и диаграммы, иллюстрирующие действие физических законов...
Ныне остается только предполагать, к каким открытиям и свершениям могла бы подтолкнуть эта выразительная обложка-подсказка последующие поколения ученых, коль скоро «Фейнмановские лекции» довольно быстро стали в мире своего рода эталоном учебного курса по физике. Но ничего подобного, увы, не произошло.
По причинам, оставшимся неизвестными, книжное издательство проигнорировало пожелание автора и выпустило его лекции с самой простой красной обложкой и без всяких рисунков. Ну а дабы обозначить внимание издательства к идеям автора, в предисловии поместили довольно нетипичную фотографию ученого – где он снят играющим на барабанах.]FL[
*
Абсолютно достоверно известно, что Ричард Фейнман в силу особенностей своего характера уделял чрезвычайно большое внимание графической символике. Например, собственную машину он отдавал в мастерскую для специальной окраски, чтобы ему нанесли на борта «фейнмановские диаграммы». То есть одно из самых важных научных достижений физика, которое благодаря мощной графической компоненте стало как бы его авторской подписью.
Поэтому не приходится сомневаться, что если Фейнман задумал поместить на обложку своего монументального труда некий необычный рисунок, то он делал это отнюдь не случайно. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему ученый не только смирился, когда его пожелание проигнорировали, но и никогда впоследствии уже не пытался реализовать свой замысел – несмотря на переиздания и гигантскую популярность «Фейнмановских лекций» в мире.
Проводя несколько неожиданную, быть может, для кого-то параллель, примерно так же мы почти наверняка уже не узнаем и причину того, почему другой нобелевский лауреат-физик, Вольфганг Паули, вдруг резко свернул работу над величайшим открытием своей жизни, впал в сильнейшую депрессию и вскоре умер от быстротечного рака.[1C] (Фейнман, кстати, в соответствующий период также заболел раком, но к счастью болезнь удалось вылечить – на некоторое время.)
Важнейшим ключом к той загадке, что скрывается за историей о главном и необъявленном открытии Вольфганга Паули, является фраза из его открытки к старому другу Вернеру Гейзенбергу: «Раздвоение и уменьшение симметрии – вот где собака зарыта!»…
Возвращаясь к богатому символизму Шивы Натараджи, пора отметить, что помимо отчетливо выраженного «раздвоения вселенной» в образе двух-мембранного барабана дамару, вся картина Космического Танца явно подчеркивает несимметричность композиции.
Для того, чтобы стало понятнее, почему выразительно асимметричный перенос левой руки и левой ноги Шивы на правую сторону так важны с точки зрения физики (а также для попутного раскрытия некой ужасной государственной тайны, ясное дело…), полезно сразу отметить, что асимметрия – это первый признак условий для перемещения энергии в неравновесной системе. А затем напомнить одну странную историю. Или сюжет о поразительной слепоте человека, придавленного собственными догмами.
Все мало-мальски грамотные люди наверняка наслышаны, что в замкнутой физической системе вечный двигатель невозможен. Но при этом наука физика не имеет абсолютно ничего против того, что водяное колесо, погруженное в речной поток, может крутиться по сути дела вечно – пока не отвалятся лопасти или не слетит ось. С таким «вечным двигателем» у науки полный порядок – ведь в этом случае энергия поступает в систему извне.
А теперь задайте любому ученому физику наивный вопрос: откуда берется та неисчерпаемая энергия, что обеспечивает осцилляции и вечное вращение всех частиц – как вокруг их собственной оси, так и по орбитам внутри атома?
Хотя в школах и университетах этому не учат, правда заключается в том, что современная наука не имеет ни малейшего понятия о происхождении и природе энергии, обеспечивающей этот нескончаемый космический танец.
И если в замкнутой системе атомов или частиц вечный двигатель невозможен, но при этом совершенно очевидно, что вечное движение имеется, то несложно постичь, наверное, как выглядит простое и естественное разрешение этого парадокса.
Наблюдаемая нами вселенная не является замкнутой физической системой. Она постоянно подпитывается энергией извне, благодаря чему живут и функционируют не только все частицы материи, но и повсюду происходят процессы самоорганизации, свойственные диссипативным (рассеивающим энергию) системам на грани порядка и хаоса.
Но из этого почти самоочевидного факта естественным образом следуют такие выводы, сделать которые людям оказывается чрезвычайно непросто.
Во-первых, прежде всего, это означает, что все мы в буквальном смысле сидим на источнике даровой, в принципе неисчерпаемой и абсолютно чистой энергии.
Во-вторых, чтобы начать ее получать в любой точке пространства, достаточно лишь чуть-чуть внимательнее присмотреться, как черпают эту энергию для своего танца частицы материи. Все ответы у природы давно имеются – надо лишь задаться правильными вопросами.
Ну а в-третьих – судя по глухим умолчаниям, десятилетиями окружающим некоторые любопытные физические феномены вроде васцилляции Хайда – кое-кто в секретных научных лабораториях уже давным-давно подобными источниками даровой энергии располагает. Вот только делиться этим счастьем с остальным человечеством им, похоже, абсолютно не хочется…
(подробности см. тут: [43][46][53][56][67]).
http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/[/size][/size]
подарила нам большую радость - замечательную статью, которую так высоко оценил наш Jyj.
Сеть Индры и танец Шивы
http://www.liveinternet.ru/users/3308239/post335093394/
Может нам надо разобрать её поподробней - отметить те моменты, которые неразрывно связаны с нашими рунами и нашим пониманием структуры Мироздания? Я оставила выделения текста, которые сделала, отметила важными Наташа. Предлагаю и нам сделать свои отметки важного)
_________________
Среда, 27 Августа 2014 г. 15:55 + в цитатник
"Там где заканчивается симметрия,начинается движение!"
REMEUR, :Удивительно,что размышляя над некоторыми вопросами мироздания,вдруг обнаруживаешь сходство своих мысленных ... с другими авторами.О сети Индры я уже писала здесь о танце Шивы здесь.
_____________
статья:
Как это часто бывает с глубокими и вдохновенными исследованиями, на каком-то из этапов своей работы ученые как бы случайно наткнулись на весьма древний образ, поразительно созвучный их собственным результатам.
Образ этот носит название «сеть Индры» и, можно сказать, пронизывает собой весьма известное у буддистов произведение под названием «Аватамсака-сутра» – один из богатейших и наиболее сложных текстов дальневосточного буддизма школы Хуаянь.
В переводе на русский язык соответствующий фрагмент сутры выглядит примерно так:
В небесах великого бога Индры есть, говорят, гигантская и мерцающая сеть, тоньше чем паутина, протянувшаяся до самых отдаленных краев пространства. В каждом из пересечений прозрачных нитей этой сети находится отражающая мир жемчужина. Поскольку сеть бесконечна в своей протяженности, количество жемчужин бесконечно огромно.
В блистающей поверхности каждой жемчужины отражаются все прочие жемчужины, даже те, что находятся в самых отдаленных уголках небес. А в каждом таком отражении вновь отражается все бесконечное множество других жемчужин. И таким образом процесс отражения в отражениях продолжается без конца...
Как комментируют это открытие сами исследователи, они обнаружили, что вся математическая конструкция Клейна, включающая одинаковые структуры, бесконечно повторяющиеся друг в друге во все уменьшающемся масштабе, удивительным образом воспроизводит философию и образы «Аватамсака-сутры».
Несколько углубившись в наследие восточной мудрости, математики обнаружили следующий комментарий к соответствующему фрагменту (в книге Ф. Кука «Буддизм Хуаянь: драгоценная сеть Индры», ]FC[):
В школе Хуаянь очень любят этот образ, неоднократно упоминающийся в текстах школы; он символизирует космос, в котором между всеми его элементами есть бесконечно повторяющиеся связи. Считается, что подобная взаимосвязь выражает одновременно взаимное тождество и взаимную обусловленность.
И еще один комментарий сведущего эксперта – от сэра Чарльза Элиота ]CE[:
Таким же образом каждый объект в мире есть не просто он сам, он включает в себя любой другой объект и по существу является любым другим объектом.
Подводя своего рода итог этому удивительному параллелизму, Дэвид Мамфорд говорит об открытии так:
В [нашей] книге нет никаких религиозных мотивов, однако поразительно, насколько точно наши математические построения воспроизводят древнюю буддистскую метафору сети Индры, спонтанно создающей отражения внутри других отражений, бесконечную череду миров внутри других миров…]DM[
Книга математиков Мамфорда, Райта и Сирис «Ожерелье Индры. Видение Феликса Клейна» вышла из печати в 2002 году. Ровно за тридцать лет до этого, в 1972, свою первую статью о глубоких и выразительных параллелях между древним восточным мистицизмом и современной физикой опубликовал молодой и никому в ту пору неведомый ученый-теоретик Фритьоф Капра.
Статья его вышла под названием «Танец Шивы. Взгляд индуизма на материю в свете современной физики»
Прочитать можно здесь:http://www.lib.ru/KAPRA/daofiz.txt
Чуть позже космический танец Шивы стал ключевой метафорой в «Дао физики» – дебютной книге Капры, впервые опубликованной в 1975, а к сегодняшнему дню общеизвестной во всем мире, переведенной на десятки языков, с суммарными тиражами, исчисляемыми семизначными цифрами и по сию пору издаваемой в самых разных странах планеты.
Конечно же, и задолго до Капры многие видные теоретики, обладавшие достаточной эрудицией, не раз подмечали удивительное созвучие нетривиальных концепций новейшей физики с идеями индуизма, буддизма и даосизма. Однако Фритьоф Капра сумел не только собрать эти разрозненные наблюдения, но и сложить их в такую единую картину, которая с годами не только не устаревает, но скорее обретает все большую четкость и убедительность.
*
Поскольку современная наука по сию пору не имеет внятных представлений о том, каким образом в головах исследователей рождаются выдающиеся идеи и концепции, будет полезно упомянуть здесь довольно специфические обстоятельства, подтолкнувшие Капру к его междисциплинарным изысканиям и написанию столь удачной книги. Вот как рассказывает об этом сам автор в предисловии к своей работе.]TF[
Однажды летним полднем он сидел на берегу океана, наблюдая за равномерным накатом волн и ощущая ритм своего дыхания. И вот тут – совершенно неожиданно для самого себя – Капра вдруг мощно осознал все окружающее как участвующее в одном гигантском космическом танце.
То есть как физику ему, конечно, и раньше было отлично известно, что песок и скалы, вода и воздух – все это вокруг состоит из непрерывно вибрирующих молекул и атомов. Однако в новом опыте осознания содержалось нечто совершенно иное.
Теперь Капра ощутил все это непосредственно: он как бы «увидел» исходящие из космоса каскады энергии, в которых частицы порождались и разрушались в ритмических пульсациях; «увидел» атомы элементов и атомы своего тела, участвующие в космическом танце энергии; он почувствовал ритм и «услышал» звук этого танца. И он точно знал, как это все называется – это был танец Шивы Натараджи, или Владыки Танца, которого почитают индусы.
*
Каноническое изображение Шивы Натараджи, явно оформившееся уже в бронзовых скульптурах X-XI века, ныне считается наиболее выразительным и емким символом индуизма, представляя Шиву как энергию и жизнь всего сущего.
Символ Натараджи, как поясняет традиция, был выбран потому, что в танце творение неотделимо от творца, ибо танец и танцор составляют одно целое. Иначе говоря, танец Шивы – это танец всего, что есть в космосе, ритмические и согласованные движения во всем.
Особо необходимо отметить, что образ Натараджи – это далеко не только изящный символ единства всего сущего, но также еще и сложная пиктографическая аллегория, все элементы которой шифруют весьма глубокие идеи.
Верхняя правая рука Шивы держит символ творения – дàмару, т.е. барабан в форме песочных часов. Принято считать, что этот барабан издает Паранаду или «первичный звук», обеспечивающий пульс вселенной, ритмы и циклы творения.
Противоположная рука Натараджи, т.е. верхняя левая, держит на ладони языки пламени – символ разрушения, растворения или поглощения вселенной в конце каждого большого цикла, Махаюги. Таким образом, в симметричном расположении двух верхних рук иллюстрируется принцип сбалансированного противопоставления актов творения и разрушения.
Пара нижних рук Шивы, напротив, демонстрирует отчетливо выраженную «левую» асимметрию. Правая нижняя рука делает своей открытой ладонью делает жест «абхайя-мудра», что буквально переводится как «без страха» или «не бойся», а левая нижняя рука переведена вправо и указывает на поднятую и занесенную тоже вправо левую ногу – что трактуется как «ануграха» или милость откровения, дарующего знания и освобождающего человека от циклов рождений-смертей.
Символом же другого состояния – человеческого неведения из-за лени и безразличия – в этой аллегорической картине выступает распростертый карлик Апасмара или «демон невежества», на спине которого стоит правая нога танцующего Шивы.
Кольцо из огня и света, обрамляющее композицию в целом, обозначает поле танца Шивы как всю вселенную. Но при этом основание в форме лотоса, на котором стоит скульптура, указывает на сердце и сознание каждого человека – как вместилище всей необъятной вселенной...
В заключение этого краткого описания можно повторить слова одного из искусствоведов-индологов:
Если бы понадобился единственный образ, представляющий экстраординарно богатое и сложное культурное наследие Индии, то Шива Натараджа мог бы стать наиболее подходящим для этого кандидатом.
*
Для всякого внимательного читателя уже ясно, наверное, что образ космического танца Шивы – это, можно сказать, философско-поэтическое описание той же самой модели мира, что ранее была представлена здесь в физико-математических терминах и понятиях, а теперь – в антропоморфной форме индуистского божества.
Если же идея непосредственного соответствия картин все еще остается для читателя мутной и отнюдь не очевидной, то полезно чуть подробнее разобрать некоторые из главных деталей образа Натараджи, принципиально важных с точки зрения физики. В первую очередь интересен барабан дамару, широко применяемый в религиозной музыке индуизма и тибетского буддизма.
[size=15][size=18]
Дамару представляет собой небольшой двухмембранный ударный инструмент, играют на котором с помощью лишь одной руки. Корпус барабана делают из дерева в форме песочных часов – два конуса со сходящимися вершинами и с основаниями, обтянутыми кожей.
Для того, чтобы при двух мембранах исполнителю требовалась только одна рука, конструкция ударного механизма реализована так. Удары по мембранам наносятся парой бусин, находящихся на концах кожаных полосок, которые другим концом привязаны к узкой «талии» барабана. Когда барабан вращают в руке в одну и другую сторону попеременно, бусины поочередно ударяют то в одну, то в другую мембрану барабана.
А теперь вспомним суть физики в реконструированной здесь ранее «модели мира»: две мембраны, постоянно подпитываемые энергией лишь с одной стороны; сдвоенная структура частиц в форме конуса – с широким основанием-протоном и точечной вершиной-электроном; и конечно же, постоянные перескоки частиц с одной мембраны на другую.
Сопоставляя ключевые детали конструкции с устройством дамару, невозможно не увидеть, что все эти идеи закодированы в устройстве барабана танцующего Шивы. Включая даже такой нюанс, как постоянный переворот хиральности или топологического заряда частицы в каждом такте вселенной (барабан вращают строго попеременно в обе стороны).
В ритуалах индуизма принято считать, что дамару – это барабан с совершенно особой, духовной энергией воздействия, поскольку он озвучивает сам первозвук вселенной – «Паранада». Более того, согласно преданию, и язык священной мудрости индуистов, Санскрит, изначально был передан людям в ритмах звуков, издаваемых дамару...
*
Кстати говоря, относительно передачи знаний через вибрации барабанной мембраны имеется еще одна, куда более современная, достоверная и в то же время весьма поучительная история.
Ричард Фейнман, выдающийся физик-теоретик XX столетия, в отличие от многих других своих знаменитых коллег, вроде Бора, Шредингера или Оппенгеймера, никогда не отличался интересом ни к древнему восточному мистицизму вообще, ни к культуре и философии индуизма в частности.
Но при этом Фейнман всегда был очень неравнодушен к барабанам, сам был весьма недурным исполнителем на ударных инструментах и коллекционировал записи с ритмами народов планеты.
В молодые же годы, работая над созданием атомной бомбы в довольно скучных условиях засекреченного Лос-Аламоса, физик развлекался тем, что по ночам, бывало, один уходил с индейским бубном в лесок неподалеку и там, под луной и звездами, вдохновенно отдавался шаманским танцам и песнопениям...]RF[
Много лет спустя, когда в США готовилось к печати самое первое издание «Фейнмановских лекций по физике», издательство поинтересовалось у автора, что бы он хотел видеть на обложке своей работы. Следует отметить, что дело происходило в начале 1960-х годов, когда в науке физике (несекретной, по крайней мере) еще и речи не было о концепции вселенной как мира на мембране. Однако Фейнман в качестве обложки почему-то заказал картинку, отсылающую именно к этой идее.
Если чуть конкретнее, то ученый предложил изобразить на обложке барабан, на мембране которого под действием вибраций появляются математические графики и диаграммы, иллюстрирующие действие физических законов...
Ныне остается только предполагать, к каким открытиям и свершениям могла бы подтолкнуть эта выразительная обложка-подсказка последующие поколения ученых, коль скоро «Фейнмановские лекции» довольно быстро стали в мире своего рода эталоном учебного курса по физике. Но ничего подобного, увы, не произошло.
По причинам, оставшимся неизвестными, книжное издательство проигнорировало пожелание автора и выпустило его лекции с самой простой красной обложкой и без всяких рисунков. Ну а дабы обозначить внимание издательства к идеям автора, в предисловии поместили довольно нетипичную фотографию ученого – где он снят играющим на барабанах.]FL[
*
Абсолютно достоверно известно, что Ричард Фейнман в силу особенностей своего характера уделял чрезвычайно большое внимание графической символике. Например, собственную машину он отдавал в мастерскую для специальной окраски, чтобы ему нанесли на борта «фейнмановские диаграммы». То есть одно из самых важных научных достижений физика, которое благодаря мощной графической компоненте стало как бы его авторской подписью.
Поэтому не приходится сомневаться, что если Фейнман задумал поместить на обложку своего монументального труда некий необычный рисунок, то он делал это отнюдь не случайно. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему ученый не только смирился, когда его пожелание проигнорировали, но и никогда впоследствии уже не пытался реализовать свой замысел – несмотря на переиздания и гигантскую популярность «Фейнмановских лекций» в мире.
Проводя несколько неожиданную, быть может, для кого-то параллель, примерно так же мы почти наверняка уже не узнаем и причину того, почему другой нобелевский лауреат-физик, Вольфганг Паули, вдруг резко свернул работу над величайшим открытием своей жизни, впал в сильнейшую депрессию и вскоре умер от быстротечного рака.[1C] (Фейнман, кстати, в соответствующий период также заболел раком, но к счастью болезнь удалось вылечить – на некоторое время.)
Важнейшим ключом к той загадке, что скрывается за историей о главном и необъявленном открытии Вольфганга Паули, является фраза из его открытки к старому другу Вернеру Гейзенбергу: «Раздвоение и уменьшение симметрии – вот где собака зарыта!»…
Возвращаясь к богатому символизму Шивы Натараджи, пора отметить, что помимо отчетливо выраженного «раздвоения вселенной» в образе двух-мембранного барабана дамару, вся картина Космического Танца явно подчеркивает несимметричность композиции.
Для того, чтобы стало понятнее, почему выразительно асимметричный перенос левой руки и левой ноги Шивы на правую сторону так важны с точки зрения физики (а также для попутного раскрытия некой ужасной государственной тайны, ясное дело…), полезно сразу отметить, что асимметрия – это первый признак условий для перемещения энергии в неравновесной системе. А затем напомнить одну странную историю. Или сюжет о поразительной слепоте человека, придавленного собственными догмами.
Все мало-мальски грамотные люди наверняка наслышаны, что в замкнутой физической системе вечный двигатель невозможен. Но при этом наука физика не имеет абсолютно ничего против того, что водяное колесо, погруженное в речной поток, может крутиться по сути дела вечно – пока не отвалятся лопасти или не слетит ось. С таким «вечным двигателем» у науки полный порядок – ведь в этом случае энергия поступает в систему извне.
А теперь задайте любому ученому физику наивный вопрос: откуда берется та неисчерпаемая энергия, что обеспечивает осцилляции и вечное вращение всех частиц – как вокруг их собственной оси, так и по орбитам внутри атома?
Хотя в школах и университетах этому не учат, правда заключается в том, что современная наука не имеет ни малейшего понятия о происхождении и природе энергии, обеспечивающей этот нескончаемый космический танец.
И если в замкнутой системе атомов или частиц вечный двигатель невозможен, но при этом совершенно очевидно, что вечное движение имеется, то несложно постичь, наверное, как выглядит простое и естественное разрешение этого парадокса.
Наблюдаемая нами вселенная не является замкнутой физической системой. Она постоянно подпитывается энергией извне, благодаря чему живут и функционируют не только все частицы материи, но и повсюду происходят процессы самоорганизации, свойственные диссипативным (рассеивающим энергию) системам на грани порядка и хаоса.
Но из этого почти самоочевидного факта естественным образом следуют такие выводы, сделать которые людям оказывается чрезвычайно непросто.
Во-первых, прежде всего, это означает, что все мы в буквальном смысле сидим на источнике даровой, в принципе неисчерпаемой и абсолютно чистой энергии.
Во-вторых, чтобы начать ее получать в любой точке пространства, достаточно лишь чуть-чуть внимательнее присмотреться, как черпают эту энергию для своего танца частицы материи. Все ответы у природы давно имеются – надо лишь задаться правильными вопросами.
Ну а в-третьих – судя по глухим умолчаниям, десятилетиями окружающим некоторые любопытные физические феномены вроде васцилляции Хайда – кое-кто в секретных научных лабораториях уже давным-давно подобными источниками даровой энергии располагает. Вот только делиться этим счастьем с остальным человечеством им, похоже, абсолютно не хочется…
(подробности см. тут: [43][46][53][56][67]).
http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/[/size][/size]
Последний раз редактировалось: Арина (Ср Авг 27, 2014 4:56 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
чуть продолжу статью находящуюся по Наташиной ссылке (там очень интересный сайт)
______________
Разбираться с тем, насколько далеко сумела уйти глубоко засекреченная наука США относительно результатов открытой мировой науки – это дело, может, и интересное, но при отсутствии достоверных фактов совершенно пока бессмысленное.
Куда больше смысла видится в том, чтобы самостоятельно двигаться дальше – к полному объединению сознания и материи. Без предрассудков опираясь как на опыт открытых научных исследований, так и на прозрения древних религий.
Для полноты картины в этой связи полезно хотя бы немного упомянуть о «физических аспектах мира» в религиозных представлениях коренных народов Центральной Америки. Как и во всех прочих религиях мира, древние тольтеки, ацтеки, майя и прочие народы доколумбовой Америки отождествляли силы и явления природы с различными антропоморфными божествами и/или птицами-животными.
Здесь же интерес представляют отличительные особенности трех (когда требуется, то четырех) главных божественных братьев, известных под именами Кецалькоатль, Тескатлипока и Уицилопочтли (плюс Шипе Тотек, если нужен четвертый персонаж).
Наиболее известный из этих богов, Кецалькоатль или «Пернатый змей» в дословном переводе, – это непременный культурный герой всякой мифологии, давший людям знания, ремесла и все остальное, что требуется для превращения диких племен в цивилизацию. О таких героях человечества следует говорить отдельно и подробнее в другом месте.
Образ другого бога, по имени Тескатлипока или «Дымящееся зеркало», непосредственно связан с сотворением мира, по своим функциям ближе всего образу Шивы индусов, поэтому одновременно выступает то в гневных, то в благодетельных ипостасях – как сама природа.
Одна из важнейших особенностей образа Тескатлипоки – его подчеркнутая асимметричность: у бога есть только левая нога, а вместо второй, правой ноги изображали либо зеркало, либо змею. Важная космическая роль зеркала и общее представление о вселенной как о «зале зеркал», можно напомнить, характерны для буддийской школы Хуаянь [61], а в современной науке – для додекаэдрической модели Ж.-П. Люмине и Джефри Уикса. [62]
Другой брат и часто двойник-сотоварищ Тескатлипоки – это бог Уицилопочтли, несколько неожиданное имя которого переводится как «Колибри-левша». То есть уже в самом названии божества закодированы и левая асимметричность природы, и отсыл к двухкрылой птице вообще, и к необычной способности колибри зависать в воздухе, в частности.
Хотя имелся еще и четвертый брат Шипе Тотек (чье имя лучше расшифровывать в другом месте), почитавшие их народы в процессе синкретизации своих богов без особых проблем сводили всех братьев к четырем ипостасям одного божества. Которого обобщенно именовали Тескатлипокой, а его разные персонификации различали по цветам (Черное, Синее, Красное и Белое «Дымящиеся Зеркала»), связывая каждую из ипостасей с соответствующими сторонами света и временами года.
Характерной особенностью в образе всех четырех братьев, сотворивших мир, было то, что на груди у каждого висело подвешенное с помощью ленты круглое кольцо – или «символ вечности» и замкнутости пространства-времени.
В этой связи, дабы наглядно соотнести символизм древней религии с историей современной физики, можно напомнить «Великое видение о Часах мира» Вольфганга Паули [14]. А заодно декодировать последнюю нерасшифрованную деталь этого сна.
Горизонтальный круг циферблата в часах вселенной был разбит на четыре сектора, каждый из которых имел собственную окраску. В каждом из секторов стояло по человечку, державшему маятник – символ вечного хода часов мира…
И еще один – топологический – нюанс в ту же тему. В развитой додекаэдрической модели вселенной, представляющей конструкцию космоса в виде сдвоенного футбольного мяча, есть одна специфическая особенность. Две вложенных друг в друга поверхности римановой сферы топологически эквивалентны одной поверхности тора благодаря тому, что в конструкции «мяча» имеются четыре отверстия-стяжки – или «четыре стороны света» – обеспечивающие единство (т. е. единую поверхность) раздвоенного мира…[6D]
Дабы сразу стало понятнее, насколько ошибочно валить в одну кучу мудрость и мракобесие эпохи, достаточно взглянуть на историю XX века. Когда наука освоила и квантовую физику и теорию относительности (не говоря уже о высоких идеях гуманизма), однако в чудовищных войнах новыми жрецами и царями человечества было угроблено столько миллионов людских жизней, что все жертвоприношения прошлого даже близко не сравнимы с масштабами современного варварства…
Для позитивного завершения главы, впрочем, куда приятнее рассказать о существенно ином, созвучном общей теме событии из совсем недавнего прошлого.
Летом 2004 года на территории CERN, Европейского центра ядерных исследований неподалеку от Женевы, была торжественно установлена двухметровая скульптура Шивы Натараджи – как дар от правительства Индии в ознаменование многолетнего и плодотворного сотрудничества с учеными Европы.
На постаменте статуи выбиты слова из книги Фритьофа Капры «Дао физики» – о космическом танце Шивы как метафоре универсальной важности:
Наша – видимая – часть вселенной на скульптуре – это лишь круг света, обрамляющий фигуру танцующего Шивы. Все же остальное, что есть в композиции – это те невидимые 96%, которые наука пока несколько испуганно именует «темной энергией» и «темной материей», совершенно не понимая, с чем имеет дело.
По этой причине самым главным на сегодня элементом скульптуры следовало бы, пожалуй, считать успокаивающий и ободряющий жест Шивы – «Абхайя хаста». То есть, «не бойтесь, друзья», имеющим истинное знание бояться некого и нечего – буквально во всех отношениях…
Имеет смысл сопоставить канонический рисунок на ладони Шивы с картиной «сияющего предела» из книги Мамфорда, Сирис и Райта.
продолжение всё там же http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/
______________
Разбираться с тем, насколько далеко сумела уйти глубоко засекреченная наука США относительно результатов открытой мировой науки – это дело, может, и интересное, но при отсутствии достоверных фактов совершенно пока бессмысленное.
Куда больше смысла видится в том, чтобы самостоятельно двигаться дальше – к полному объединению сознания и материи. Без предрассудков опираясь как на опыт открытых научных исследований, так и на прозрения древних религий.
Для полноты картины в этой связи полезно хотя бы немного упомянуть о «физических аспектах мира» в религиозных представлениях коренных народов Центральной Америки. Как и во всех прочих религиях мира, древние тольтеки, ацтеки, майя и прочие народы доколумбовой Америки отождествляли силы и явления природы с различными антропоморфными божествами и/или птицами-животными.
Здесь же интерес представляют отличительные особенности трех (когда требуется, то четырех) главных божественных братьев, известных под именами Кецалькоатль, Тескатлипока и Уицилопочтли (плюс Шипе Тотек, если нужен четвертый персонаж).
Наиболее известный из этих богов, Кецалькоатль или «Пернатый змей» в дословном переводе, – это непременный культурный герой всякой мифологии, давший людям знания, ремесла и все остальное, что требуется для превращения диких племен в цивилизацию. О таких героях человечества следует говорить отдельно и подробнее в другом месте.
Образ другого бога, по имени Тескатлипока или «Дымящееся зеркало», непосредственно связан с сотворением мира, по своим функциям ближе всего образу Шивы индусов, поэтому одновременно выступает то в гневных, то в благодетельных ипостасях – как сама природа.
Одна из важнейших особенностей образа Тескатлипоки – его подчеркнутая асимметричность: у бога есть только левая нога, а вместо второй, правой ноги изображали либо зеркало, либо змею. Важная космическая роль зеркала и общее представление о вселенной как о «зале зеркал», можно напомнить, характерны для буддийской школы Хуаянь [61], а в современной науке – для додекаэдрической модели Ж.-П. Люмине и Джефри Уикса. [62]
Другой брат и часто двойник-сотоварищ Тескатлипоки – это бог Уицилопочтли, несколько неожиданное имя которого переводится как «Колибри-левша». То есть уже в самом названии божества закодированы и левая асимметричность природы, и отсыл к двухкрылой птице вообще, и к необычной способности колибри зависать в воздухе, в частности.
Хотя имелся еще и четвертый брат Шипе Тотек (чье имя лучше расшифровывать в другом месте), почитавшие их народы в процессе синкретизации своих богов без особых проблем сводили всех братьев к четырем ипостасям одного божества. Которого обобщенно именовали Тескатлипокой, а его разные персонификации различали по цветам (Черное, Синее, Красное и Белое «Дымящиеся Зеркала»), связывая каждую из ипостасей с соответствующими сторонами света и временами года.
Характерной особенностью в образе всех четырех братьев, сотворивших мир, было то, что на груди у каждого висело подвешенное с помощью ленты круглое кольцо – или «символ вечности» и замкнутости пространства-времени.
В этой связи, дабы наглядно соотнести символизм древней религии с историей современной физики, можно напомнить «Великое видение о Часах мира» Вольфганга Паули [14]. А заодно декодировать последнюю нерасшифрованную деталь этого сна.
Горизонтальный круг циферблата в часах вселенной был разбит на четыре сектора, каждый из которых имел собственную окраску. В каждом из секторов стояло по человечку, державшему маятник – символ вечного хода часов мира…
И еще один – топологический – нюанс в ту же тему. В развитой додекаэдрической модели вселенной, представляющей конструкцию космоса в виде сдвоенного футбольного мяча, есть одна специфическая особенность. Две вложенных друг в друга поверхности римановой сферы топологически эквивалентны одной поверхности тора благодаря тому, что в конструкции «мяча» имеются четыре отверстия-стяжки – или «четыре стороны света» – обеспечивающие единство (т. е. единую поверхность) раздвоенного мира…[6D]
*
В попытках переварить все те познания о природе мира, что древние мудрецы обретали без всяких формул – просто так, путем медитаций и размышлений, – современным ученым непременно захочется выдвинуть какие-нибудь возражения. Типа того, что «может и были среди них умные люди, конечно, однако посмотрите, во что это все выливалось в итоге – одно религиозное мракобесие да кучи трупов в кровавых жертвоприношениях своим богам»…Дабы сразу стало понятнее, насколько ошибочно валить в одну кучу мудрость и мракобесие эпохи, достаточно взглянуть на историю XX века. Когда наука освоила и квантовую физику и теорию относительности (не говоря уже о высоких идеях гуманизма), однако в чудовищных войнах новыми жрецами и царями человечества было угроблено столько миллионов людских жизней, что все жертвоприношения прошлого даже близко не сравнимы с масштабами современного варварства…
Для позитивного завершения главы, впрочем, куда приятнее рассказать о существенно ином, созвучном общей теме событии из совсем недавнего прошлого.
Летом 2004 года на территории CERN, Европейского центра ядерных исследований неподалеку от Женевы, была торжественно установлена двухметровая скульптура Шивы Натараджи – как дар от правительства Индии в ознаменование многолетнего и плодотворного сотрудничества с учеными Европы.
На постаменте статуи выбиты слова из книги Фритьофа Капры «Дао физики» – о космическом танце Шивы как метафоре универсальной важности:
Принимая во внимание те большие научные открытия, что сделаны в физике со времен написания Капрой его книги, было бы очень кстати, если бы ученые ныне почаще присматривались к образу Шивы Натараджи вот с какой целью.Сотни лет тому назад в прекрасных бронзовых скульптурах индийские художники создали визуальные образы танцующего Шивы. В наше время физики используют наиболее передовые технологии, чтобы запечатлеть паттерны космического танца материи. Метафора космического танца, таким образом, объединяет древнюю мифологию, религиозное искусство и современную физику.
Ритм творения и разрушения, как показывает физика, проявляется не только в смене времен года или в рождении и смерти живых существ, но также это сама суть неорганической материи… Для современных физиков, танец Шивы – это танец материи на субатомном уровне…
Наша – видимая – часть вселенной на скульптуре – это лишь круг света, обрамляющий фигуру танцующего Шивы. Все же остальное, что есть в композиции – это те невидимые 96%, которые наука пока несколько испуганно именует «темной энергией» и «темной материей», совершенно не понимая, с чем имеет дело.
По этой причине самым главным на сегодня элементом скульптуры следовало бы, пожалуй, считать успокаивающий и ободряющий жест Шивы – «Абхайя хаста». То есть, «не бойтесь, друзья», имеющим истинное знание бояться некого и нечего – буквально во всех отношениях…
Имеет смысл сопоставить канонический рисунок на ладони Шивы с картиной «сияющего предела» из книги Мамфорда, Сирис и Райта.
продолжение всё там же http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
чтобы начать ее получать в любой точке пространства, достаточно лишь чуть-чуть внимательнее присмотреться, как черпают эту энергию для своего танца частицы материи. Все ответы у природы давно имеются
Хотелось бы понять - как?
Хотелось бы понять - как?
Елена- Географическое положение : Ростов-на-Дону
Дата регистрации : 2008-09-19
Настроение : Да будет Свет!
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Может разность потенциалов?
________________
Про зеркальность и отражения в сети:
В небесах великого бога Индры есть, говорят, гигантская и мерцающая сеть, тоньше чем паутина, протянувшаяся до самых отдаленных краев пространства. В каждом из пересечений прозрачных нитей этой сети находится отражающая мир жемчужина. Поскольку сеть бесконечна в своей протяженности, количество жемчужин бесконечно огромно.
В блистающей поверхности каждой жемчужины отражаются все прочие жемчужины, даже те, что находятся в самых отдаленных уголках небес. А в каждом таком отражении вновь отражается все бесконечное множество других жемчужин. И таким образом процесс отражения в отражениях продолжается без конца...
_________________
________________
Про зеркальность и отражения в сети:
В небесах великого бога Индры есть, говорят, гигантская и мерцающая сеть, тоньше чем паутина, протянувшаяся до самых отдаленных краев пространства. В каждом из пересечений прозрачных нитей этой сети находится отражающая мир жемчужина. Поскольку сеть бесконечна в своей протяженности, количество жемчужин бесконечно огромно.
В блистающей поверхности каждой жемчужины отражаются все прочие жемчужины, даже те, что находятся в самых отдаленных уголках небес. А в каждом таком отражении вновь отражается все бесконечное множество других жемчужин. И таким образом процесс отражения в отражениях продолжается без конца...
_________________
В [нашей] книге нет никаких религиозных мотивов, однако поразительно, насколько точно наши математические построения воспроизводят древнюю буддистскую метафору сети Индры, спонтанно создающей отражения внутри других отражений, бесконечную череду миров внутри других миров…]DM[
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Про Танец Шивы, как Танец всей Вселенной
]Однажды летним полднем он сидел на берегу океана, наблюдая за равномерным накатом волн и ощущая ритм своего дыхания. И вот тут – совершенно неожиданно для самого себя – Капра вдруг мощно осознал все окружающее как участвующее в одном гигантском космическом танце.
То есть как физику ему, конечно, и раньше было отлично известно, что песок и скалы, вода и воздух – все это вокруг состоит из непрерывно вибрирующих молекул и атомов. Однако в новом опыте осознания содержалось нечто совершенно иное.
Теперь Капра ощутил все это непосредственно: он как бы «увидел» исходящие из космоса каскады энергии, в которых частицы порождались и разрушались в ритмических пульсациях; «увидел» атомы элементов и атомы своего тела, участвующие в космическом танце энергии; он почувствовал ритм и «услышал» звук этого танца. И он точно знал, как это все называется – это был танец Шивы Натараджи, или Владыки Танца, которого почитают индусы.
Символ Натараджи, как поясняет традиция, был выбран потому, что в танце творение неотделимо от творца, ибо танец и танцор составляют одно целое. Иначе говоря, танец Шивы – это танец всего, что есть в космосе, ритмические и согласованные движения во всем.
Особо необходимо отметить, что образ Натараджи – это далеко не только изящный символ единства всего сущего, но также еще и сложная пиктографическая аллегория, все элементы которой шифруют весьма глубокие идеи.
Верхняя правая рука Шивы держит символ творения – дàмару, т.е. барабан в форме песочных часов. (Арина: или два сходящихся конуса?) Принято считать, что этот барабан издает Паранаду или «первичный звук», обеспечивающий пульс вселенной, ритмы и циклы творения.
Противоположная рука Натараджи, т.е. верхняя левая, держит на ладони языки пламени – символ разрушения, растворения или поглощения вселенной в конце каждого большого цикла, Махаюги. Таким образом, в симметричном расположении двух верхних рук иллюстрируется принцип сбалансированного противопоставления актов творения и разрушения.
Пара нижних рук Шивы, напротив, демонстрирует отчетливо выраженную «левую» асимметрию. Правая нижняя рука делает своей открытой ладонью делает жест «абхайя-мудра», что буквально переводится как «без страха» или «не бойся», а левая нижняя рука переведена вправо и указывает на поднятую и занесенную тоже вправо левую ногу – что трактуется как «ануграха» или милость откровения, дарующего знания и освобождающего человека от циклов рождений-смертей.
(Арина: у Шивы 4 руки. У нас в рунах 4 реза, 4 особых руны копчика - можно ли это соотнести? Творение-разрушение, отсутствие страха - милость познания)
Символом же другого состояния – человеческого неведения из-за лени и безразличия – в этой аллегорической картине выступает распростертый карлик Апасмара или «демон невежества», на спине которого стоит правая нога танцующего Шивы.
Кольцо из огня и света, обрамляющее композицию в целом, обозначает поле танца Шивы как всю вселенную. Но при этом основание в форме лотоса, на котором стоит скульптура, указывает на сердце и сознание каждого человека – как вместилище всей необъятной вселенной...
____________
а рисунок на ладони напоминает наши руны В-Ф которые возможно находятся возле сердца
Сияющий предел из книги Мамфорда, Сирис и Райта.
http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/
"Книга Мамфорда посвящена всего лишь одному и довольно узкому, казалось бы, направлению исследований – с помощью компьютера изучается семейство исключительно симметричных форм, которые возникают при взаимодействии двух спиральных движений весьма особенного вида.
Конкретно данные формы были выбраны исследователями по той причине, что именно они своей красотой и сложностью заворожили в свое время великого геометра Феликса Клейна, мечтавшего понять, как они выглядят «в пределе».
Исследования подтвердили, что в любом масштабе – от самого большого и до микроскопически маленького – эти формы представляют собой сложные фрактальные структуры. Иногда взаимодействие двух спиральных движений вполне регулярно, иногда оно совершенно беспорядочно, но при некоторых значениях параметров – и это самый интересный случай – его структура формируется слой за слоем, балансируя на самой грани хаоса.
Выстроив же с помощью компьютера итоговый рисунок фрактала – предельное множество одной из симметричных итеративных процедур Клейна – исследователи, покоренные красотой результата, не смогли удержаться и дали ему возвышенно-поэтическое название «сияющий предел».
Разговор с Jyj про Танец и Танец Шивы можно почитать вот тут http://www.liveinternet.ru/users/2851019/post172375738/#BlCom587830321
]Однажды летним полднем он сидел на берегу океана, наблюдая за равномерным накатом волн и ощущая ритм своего дыхания. И вот тут – совершенно неожиданно для самого себя – Капра вдруг мощно осознал все окружающее как участвующее в одном гигантском космическом танце.
То есть как физику ему, конечно, и раньше было отлично известно, что песок и скалы, вода и воздух – все это вокруг состоит из непрерывно вибрирующих молекул и атомов. Однако в новом опыте осознания содержалось нечто совершенно иное.
Теперь Капра ощутил все это непосредственно: он как бы «увидел» исходящие из космоса каскады энергии, в которых частицы порождались и разрушались в ритмических пульсациях; «увидел» атомы элементов и атомы своего тела, участвующие в космическом танце энергии; он почувствовал ритм и «услышал» звук этого танца. И он точно знал, как это все называется – это был танец Шивы Натараджи, или Владыки Танца, которого почитают индусы.
Символ Натараджи, как поясняет традиция, был выбран потому, что в танце творение неотделимо от творца, ибо танец и танцор составляют одно целое. Иначе говоря, танец Шивы – это танец всего, что есть в космосе, ритмические и согласованные движения во всем.
Особо необходимо отметить, что образ Натараджи – это далеко не только изящный символ единства всего сущего, но также еще и сложная пиктографическая аллегория, все элементы которой шифруют весьма глубокие идеи.
Верхняя правая рука Шивы держит символ творения – дàмару, т.е. барабан в форме песочных часов. (Арина: или два сходящихся конуса?) Принято считать, что этот барабан издает Паранаду или «первичный звук», обеспечивающий пульс вселенной, ритмы и циклы творения.
Противоположная рука Натараджи, т.е. верхняя левая, держит на ладони языки пламени – символ разрушения, растворения или поглощения вселенной в конце каждого большого цикла, Махаюги. Таким образом, в симметричном расположении двух верхних рук иллюстрируется принцип сбалансированного противопоставления актов творения и разрушения.
Пара нижних рук Шивы, напротив, демонстрирует отчетливо выраженную «левую» асимметрию. Правая нижняя рука делает своей открытой ладонью делает жест «абхайя-мудра», что буквально переводится как «без страха» или «не бойся», а левая нижняя рука переведена вправо и указывает на поднятую и занесенную тоже вправо левую ногу – что трактуется как «ануграха» или милость откровения, дарующего знания и освобождающего человека от циклов рождений-смертей.
(Арина: у Шивы 4 руки. У нас в рунах 4 реза, 4 особых руны копчика - можно ли это соотнести? Творение-разрушение, отсутствие страха - милость познания)
Символом же другого состояния – человеческого неведения из-за лени и безразличия – в этой аллегорической картине выступает распростертый карлик Апасмара или «демон невежества», на спине которого стоит правая нога танцующего Шивы.
Кольцо из огня и света, обрамляющее композицию в целом, обозначает поле танца Шивы как всю вселенную. Но при этом основание в форме лотоса, на котором стоит скульптура, указывает на сердце и сознание каждого человека – как вместилище всей необъятной вселенной...
____________
а рисунок на ладони напоминает наши руны В-Ф которые возможно находятся возле сердца
Сияющий предел из книги Мамфорда, Сирис и Райта.
http://kniganews.org/2013/09/17/beyond-clouds-73/
"Книга Мамфорда посвящена всего лишь одному и довольно узкому, казалось бы, направлению исследований – с помощью компьютера изучается семейство исключительно симметричных форм, которые возникают при взаимодействии двух спиральных движений весьма особенного вида.
Конкретно данные формы были выбраны исследователями по той причине, что именно они своей красотой и сложностью заворожили в свое время великого геометра Феликса Клейна, мечтавшего понять, как они выглядят «в пределе».
Исследования подтвердили, что в любом масштабе – от самого большого и до микроскопически маленького – эти формы представляют собой сложные фрактальные структуры. Иногда взаимодействие двух спиральных движений вполне регулярно, иногда оно совершенно беспорядочно, но при некоторых значениях параметров – и это самый интересный случай – его структура формируется слой за слоем, балансируя на самой грани хаоса.
Выстроив же с помощью компьютера итоговый рисунок фрактала – предельное множество одной из симметричных итеративных процедур Клейна – исследователи, покоренные красотой результата, не смогли удержаться и дали ему возвышенно-поэтическое название «сияющий предел».
Разговор с Jyj про Танец и Танец Шивы можно почитать вот тут http://www.liveinternet.ru/users/2851019/post172375738/#BlCom587830321
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Елена пишет:чтобы начать ее получать в любой точке пространства, достаточно лишь чуть-чуть внимательнее присмотреться, как черпают эту энергию для своего танца частицы материи. Все ответы у природы давно имеются
Хотелось бы понять - как?
может это про сеть, к которой мы пока не можем подключиться, о которой говорил ВИКЪ?
Елена- Географическое положение : Ростов-на-Дону
Дата регистрации : 2008-09-19
Настроение : Да будет Свет!
Re: Сеть Индры и танец Шивы
мне нравится картинка сети Индры - где в узлах торы. Я думаю, что это и есть суперструны наши руны - которые и дышат, и поворачиваются, и выворачиваются. ... Сеть заметь квадратная, про неё говорил Егор, как про сеть энергии .
суперструны
В другом рисунке - кубическая (3 квадратных) - может это даёт как то проекцию сети Мироздания? Вернее если первична плоскость, то именно наша сеть Мироздания возможно формирует вот такую кубическую?
суперструны
В другом рисунке - кубическая (3 квадратных) - может это даёт как то проекцию сети Мироздания? Вернее если первична плоскость, то именно наша сеть Мироздания возможно формирует вот такую кубическую?
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Про барабан дамару вообще очень-очень интересно...Столько в нём всего!
- два сходящихся конуса,
- дыхание среды за счёт мембраны, и именно на мембране предлагал нарисовать математические и физические формулы Ричард Фейнман
- шарики совершают волнообразные движения то в ту то в другую сторону - одна полуволна вверх, другая вниз
- электрон с протоном
- смена зарядов
- а ещё он похож сбоку на матрицу для земных рун.
- похож на восьмёрку безконечности и ленту Мёбиуса
- может в нём Шива и Брахма, а посредине Вишну, который за счёт бусин передаёт и принимает энергию?
- или как считается мужское и женское начало...лингам и йони, а посередине место, где зарождается жизнь
- вращение попеременно в разные стороны.
- именно ритмичность ударов создала алфавит санскрита, но скорей всего должна была быть непросто ритмичность, но и асиметричность, для того, чтоб возникло разнообразие.
- название у него тоже интересное Да Ма Ру - Дающий Материальность Рунам?)) или дающий материальности течь?) И у первозвука Вселенной тоже очень красивое название Па Ра На Да все слоги со звуком А, причём три из них вечные. И начинается с Па. И лишь потом РА...
- раздвоение и уменьшение симметрии
- а какой интересный рисунок перевязей на многих из них -сетка рунная))
_______________
Дамару представляет собой небольшой двухмембранный ударный инструмент, играют на котором с помощью лишь одной руки. Корпус барабана делают из дерева в форме песочных часов – два конуса со сходящимися вершинами и с основаниями, обтянутыми кожей.
Для того, чтобы при двух мембранах исполнителю требовалась только одна рука, конструкция ударного механизма реализована так. Удары по мембранам наносятся парой бусин, находящихся на концах кожаных полосок, которые другим концом привязаны к узкой «талии» барабана. Когда барабан вращают в руке в одну и другую сторону попеременно, бусины поочередно ударяют то в одну, то в другую мембрану барабана.
А теперь вспомним суть физики в реконструированной здесь ранее «модели мира»: две мембраны, постоянно подпитываемые энергией лишь с одной стороны; сдвоенная структура частиц в форме конуса – с широким основанием-протоном и точечной вершиной-электроном; и конечно же, постоянные перескоки частиц с одной мембраны на другую.
Сопоставляя ключевые детали конструкции с устройством дамару, невозможно не увидеть, что все эти идеи закодированы в устройстве барабана танцующего Шивы. Включая даже такой нюанс, как постоянный переворот хиральности или топологического заряда частицы в каждом такте вселенной (барабан вращают строго попеременно в обе стороны).
В ритуалах индуизма принято считать, что дамару – это барабан с совершенно особой, духовной энергией воздействия, поскольку он озвучивает сам первозвук вселенной – «Паранада». Более того, согласно преданию, и язык священной мудрости индуистов, Санскрит, изначально был передан людям в ритмах звуков, издаваемых дамару...
__________
Важнейшим ключом к той загадке, что скрывается за историей о главном и необъявленном открытии Вольфганга Паули, является фраза из его открытки к старому другу Вернеру Гейзенбергу: «Раздвоение и уменьшение симметрии – вот где собака зарыта!»…
Возвращаясь к богатому символизму Шивы Натараджи, пора отметить, что помимо отчетливо выраженного «раздвоения вселенной» в образе двух-мембранного барабана дамару, вся картина Космического Танца явно подчеркивает несимметричность композиции.
Для того, чтобы стало понятнее, почему выразительно асимметричный перенос левой руки и левой ноги Шивы на правую сторону так важны с точки зрения физики (а также для попутного раскрытия некой ужасной государственной тайны, ясное дело…), полезно сразу отметить, что асимметрия – это первый признак условий для перемещения энергии в неравновесной системе.
- два сходящихся конуса,
- дыхание среды за счёт мембраны, и именно на мембране предлагал нарисовать математические и физические формулы Ричард Фейнман
- шарики совершают волнообразные движения то в ту то в другую сторону - одна полуволна вверх, другая вниз
- электрон с протоном
- смена зарядов
- а ещё он похож сбоку на матрицу для земных рун.
- похож на восьмёрку безконечности и ленту Мёбиуса
- может в нём Шива и Брахма, а посредине Вишну, который за счёт бусин передаёт и принимает энергию?
- или как считается мужское и женское начало...лингам и йони, а посередине место, где зарождается жизнь
- вращение попеременно в разные стороны.
- именно ритмичность ударов создала алфавит санскрита, но скорей всего должна была быть непросто ритмичность, но и асиметричность, для того, чтоб возникло разнообразие.
- название у него тоже интересное Да Ма Ру - Дающий Материальность Рунам?)) или дающий материальности течь?) И у первозвука Вселенной тоже очень красивое название Па Ра На Да все слоги со звуком А, причём три из них вечные. И начинается с Па. И лишь потом РА...
- раздвоение и уменьшение симметрии
- а какой интересный рисунок перевязей на многих из них -сетка рунная))
_______________
Дамару представляет собой небольшой двухмембранный ударный инструмент, играют на котором с помощью лишь одной руки. Корпус барабана делают из дерева в форме песочных часов – два конуса со сходящимися вершинами и с основаниями, обтянутыми кожей.
Для того, чтобы при двух мембранах исполнителю требовалась только одна рука, конструкция ударного механизма реализована так. Удары по мембранам наносятся парой бусин, находящихся на концах кожаных полосок, которые другим концом привязаны к узкой «талии» барабана. Когда барабан вращают в руке в одну и другую сторону попеременно, бусины поочередно ударяют то в одну, то в другую мембрану барабана.
А теперь вспомним суть физики в реконструированной здесь ранее «модели мира»: две мембраны, постоянно подпитываемые энергией лишь с одной стороны; сдвоенная структура частиц в форме конуса – с широким основанием-протоном и точечной вершиной-электроном; и конечно же, постоянные перескоки частиц с одной мембраны на другую.
Сопоставляя ключевые детали конструкции с устройством дамару, невозможно не увидеть, что все эти идеи закодированы в устройстве барабана танцующего Шивы. Включая даже такой нюанс, как постоянный переворот хиральности или топологического заряда частицы в каждом такте вселенной (барабан вращают строго попеременно в обе стороны).
В ритуалах индуизма принято считать, что дамару – это барабан с совершенно особой, духовной энергией воздействия, поскольку он озвучивает сам первозвук вселенной – «Паранада». Более того, согласно преданию, и язык священной мудрости индуистов, Санскрит, изначально был передан людям в ритмах звуков, издаваемых дамару...
__________
Важнейшим ключом к той загадке, что скрывается за историей о главном и необъявленном открытии Вольфганга Паули, является фраза из его открытки к старому другу Вернеру Гейзенбергу: «Раздвоение и уменьшение симметрии – вот где собака зарыта!»…
Возвращаясь к богатому символизму Шивы Натараджи, пора отметить, что помимо отчетливо выраженного «раздвоения вселенной» в образе двух-мембранного барабана дамару, вся картина Космического Танца явно подчеркивает несимметричность композиции.
Для того, чтобы стало понятнее, почему выразительно асимметричный перенос левой руки и левой ноги Шивы на правую сторону так важны с точки зрения физики (а также для попутного раскрытия некой ужасной государственной тайны, ясное дело…), полезно сразу отметить, что асимметрия – это первый признак условий для перемещения энергии в неравновесной системе.
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Во Вселенной существует бесконечная сеть взаимопереплетёных нитей.
Горизонтальные нити протянуты в пространстве.
Вертикальные линии протянуты во времени.
При каждом пересечении нитей возникает человек.
И каждый человек - хрустальная бусина.
Великий свет Абсолютного Существа освещает и пронизывает каждую хрустальную бусину.
И каждая хрустальная бусина отражает не только свет всех прочих кристаллов в сети,
но и все остальные отражения во всей бескрайней Вселенной.
"Ригведа".
http://ru-dao.livejournal.com/4809123.html
у кристалла - горного хрусталя шесть граней и срез сотовый...
Горизонтальные нити протянуты в пространстве.
Вертикальные линии протянуты во времени.
При каждом пересечении нитей возникает человек.
И каждый человек - хрустальная бусина.
Великий свет Абсолютного Существа освещает и пронизывает каждую хрустальную бусину.
И каждая хрустальная бусина отражает не только свет всех прочих кристаллов в сети,
но и все остальные отражения во всей бескрайней Вселенной.
"Ригведа".
http://ru-dao.livejournal.com/4809123.html
у кристалла - горного хрусталя шесть граней и срез сотовый...
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
Интересно, что Индра - это тоже бог-"громовник", как и Перун.
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
http://www.liveinternet.ru/users/mila111111/post414953414/
"Равно как никто не знает и что на территории CERN делает статуя Шивы, древнего индийского бога разрушения.
Причем что самое удивительное, статуя изображает не просто Шиву, а Шиву, исполняющего космический танец Nadanta (или Tandavam, в зависимости от контекста) — то есть ритуальный танец, открывающий Врата Бездны."
"Равно как никто не знает и что на территории CERN делает статуя Шивы, древнего индийского бога разрушения.
Причем что самое удивительное, статуя изображает не просто Шиву, а Шиву, исполняющего космический танец Nadanta (или Tandavam, в зависимости от контекста) — то есть ритуальный танец, открывающий Врата Бездны."
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
По фигуре Шивы можно попробовать нарисовать слоговую руну))
Елена- Географическое положение : Ростов-на-Дону
Дата регистрации : 2008-09-19
Настроение : Да будет Свет!
Re: Сеть Индры и танец Шивы
А вообще представляешь, как он в танце руны перебирает - слова составляет)
И вот этот чудный танец - 4 руки, 2 ноги как раз 6 направляющих Снежинки)
Раз, текст составлен - Врата открылись.
Я бы очень хотела увидеть танец Шивы...
Вот нашла вверху темы верный количественный вариант 34 язычка пламени + 1 руна наверху+ демон, который попирается, скорей всего тоже что-то представляет)
Интересно ...всё же матрица вверху, как Солнце или внизу, как основа, связь с Землёй?
помнишь ещё вот тут обсуждали) https://prarod.forum2x2.ru/t1076-topic#17590
Демон кстати по форме очень на матрицу похож.
демон — а, м. démon <; гр. daimon дух, божество. 1. Дух (в языческих, мистических и поэтических представлениях ).
Демон — (Δαίμων). См. Гений.
Гений
(Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей. В произведениях искусства гении изображаются обыкновенно в виде крылатых существ.
ДЕМОН — (греч. daimon, от daio жечь, сжигать)
daio жечь, сжигать похоже на слово ДАЁТ или ещё на ДАО)
И вот этот чудный танец - 4 руки, 2 ноги как раз 6 направляющих Снежинки)
Раз, текст составлен - Врата открылись.
Я бы очень хотела увидеть танец Шивы...
Вот нашла вверху темы верный количественный вариант 34 язычка пламени + 1 руна наверху+ демон, который попирается, скорей всего тоже что-то представляет)
Интересно ...всё же матрица вверху, как Солнце или внизу, как основа, связь с Землёй?
помнишь ещё вот тут обсуждали) https://prarod.forum2x2.ru/t1076-topic#17590
Демон кстати по форме очень на матрицу похож.
демон — а, м. démon <; гр. daimon дух, божество. 1. Дух (в языческих, мистических и поэтических представлениях ).
Демон — (Δαίμων). См. Гений.
Гений
(Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей. В произведениях искусства гении изображаются обыкновенно в виде крылатых существ.
ДЕМОН — (греч. daimon, от daio жечь, сжигать)
daio жечь, сжигать похоже на слово ДАЁТ или ещё на ДАО)
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Re: Сеть Индры и танец Шивы
\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/
фотохостинг https://postimages.org/
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вчера в 5:42 pm автор Елена_
» Цвет и его проявления.
Вт Окт 01, 2024 3:23 pm автор Арина
» Просто интересно...
Вт Окт 01, 2024 2:57 pm автор Арина
» Эту загадку решал Шива
Пн Сен 30, 2024 11:48 pm автор Runes
» Заметки, ссылки, статьи и прочее.
Пт Сен 13, 2024 4:15 am автор Атум-Ра
» ЛО как вместилище, ячейка пространства.
Вт Авг 13, 2024 6:24 pm автор Атум-Ра
» Поиск 31 вечной группы через работу с вечными слогами
Ср Июл 17, 2024 4:30 pm автор Елена_
» Слог ЗМ (сворачивается к Ю)
Пт Июл 12, 2024 6:12 pm автор Арина
» Рунный магический квадрат 33*33
Вт Июл 09, 2024 4:00 pm автор Арина